воскресенье, 14 февраля 2021 г.

Историко-краеведческий дилижанс.

 Я иду, шагаю по селу.

Дорогие друзья !

Мы продолжаем с вами знакомиться с историей села Ульяновка. Давайте  представим, какое наше село было в далеком прошлом. И отправимся путешествовать в прошлое  на дилижансе. Кстати, вы знаете ,что такое дилижанс? 
Так ,вот, до эпохи поездов наиболее популярным средством передвижения из города в город были дилижансы. Но путешествовать таким образом было не так уж и легко. В отличие от старых карет или тарантасов, где можно было лежать, в дилижансах приходилось только сидеть, притом в тесноте. Поэтому дилижанс насмешливо перекрестили в "нележанс". Зимой же для тех пассажиров, которые ехали на крыше, дорога вообще превращалась в сущее мучение."Дилижанс представлял собой громоздкую карету. В нее запрягали четверку лошадей. Пассажиры тесно сидели внутри колымаги и на ее крыше – империале. Кроме того, в дилижансе было устроено два сидячих места снаружи, на запятках. Там были приделаны маленькие железные сиденья, но без подпорки для ног. Тут же были привинчены железные ручки, чтобы пассажиры могли держаться за них и не вылететь от толчков на дорогу" – писал Константин Паустовский.
А вы знали ,что в настоящее время можно увидеть сохранившуюся почтовую станцию дилижансов в Железноводске ,сейчас это музей "Почтовая станция дилижансов"?


дилижанс

музей "Почтовая станция дилижансов"

Остановка №1

 Ульяновка  в древности. 

Когда появились дилижансы в России ,а это был 1820 год, в той местности, где расположено с.Ульяновка ,вообще никаких поселений не было . Здесь кочевали калмыки, ногайцы , туркмены ,а 1500 лет назад проходил "Великий шёлковый путь".Он начинался в городе Константинополе и заканчивался в Китае. Сотни караванов ,двигавшихся месяцами ,доставляли в том числе и через Северный Кавказ тюки со знаменитым китайским шёлком ,ценившимся на вес золота.

Ещё с древнейших времен Кавказ служил мостом между Европой и Азией .И вот одно из ответвлений "Великого шёлкового пути" проходило по течению реки Подкумок ,через район Кавказских Минеральных Вод ."От горы Бык дорога шла на реку Куму в районе села Канглы ,где степная речка Курсавка сливается с рекой Кумой использовался брод. При переходе на другой берег Кумы близ него начиналась древняя мощеная дорога ,огибавшая горы Змейку, Бык, Верблюд". И ,конечно же смело можно утверждать ,что по землям ,где расположено наше село , и более 4000 лет тому лет назад кочевали племена древних людей.
Видимо, не случайно в 2004 году археологи обнаружили недалеко от села Ульяновка ,в степном могильном кургане №3 - 32 древних погребений. Самое древнее примерно 25 века до нашей эры, самое свежее 21 век до нашей эры. Помимо останков людей и животных учёные нашли бронзовый нож, древковыпрямитель из песчанника, женские украшения из кости и бронзы, уникальную подвеску из гагата .
Гагат -это мягкий материал ,близкий к каменному углю. Но стоит его на час оставить на солнце -рассыплется в прах. Поэтому целые украшения из гагата -большая редкость.

Остановка №2

Железнодорожная 
На территории села Ульяновка расположена железнодорожная станция Суворовская и переулок Железнодорожный . И это неспроста.
В 1872 году учреждается акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги. Строится линия в 652 версты от Ростова-на-Дону до Владикавказа. Движение по ней открылось 14 июля 1875 года. Было построено 37 станций, 4 основных и 3 оборотных паровозных депо. А железную дорогу обслуживали путейцы и железнодорожники: это были стрелочники и обходчики .Они жили в домах около станции или в домах вдоль железной дороги, эти дома назывались "будки".
Обходчики на всей железной дороге от Ростова-на-Дону до Владикавказа и также, обслуживающие участок железной дороги по станции Суворовская, появились сразу после построения железной дороги и следили за безопасностью движения, контролируя и при необходимости исправляя путь (рельсы, шпалы, насыпь). Днем и ночью, в холод и жару, в проливной дождь и засуху, в осенний ветер и весеннюю распутицу шел на обход пути человек в форменной фуражке путейца. Одеты просто: летом – форменные сапоги, штаны, гимнастерка; зимой – валенки, меховая шапка и тулуп. На боку, на ремне висели у него сигнальные флажки – красный и желтый (в старину – красный и зеленый). В особом пенале – комплект петард. На плече – мешок с едой, длинный молоток и гаечный ключ. Увидит ослабший костыль, которым рельс прибит к шпале, – подобьет парой точных ударов молотка. Заметит хотя бы чуть разболтавшийся стык – затянет гайку ключом. Малейшая изменившаяся кривизна рельсов, малейшая неровность – и обходчик, знающий на своем участке обхода (как правило, 7–8 километров) буквально каждую шпалу, каждую потаенную особенность полотна, немедленно опускается на корточки и начинает исследовать подозрительное место. Сколько выявлено острых дефектов, сколько предотвращено крушений и аварий! Интуиция обходчика была абсолютна, ведь у него не было права на ошибку. Потому что ценой даже самой маленькой оплошности были человеческие жизни.

Тогда путеец жил как простой крестьянин. Но имел ряд существенных привилегий – у него были паспорт, зарплата, бесплатная форма, казенные дрова, жилье, единые для работников железных дорог льготы и почти неограниченный размер покоса. Обходчики непременно имели домашний скот, птицу. Благо, травы можно было косить сколько хочешь. Участки у некоторых были по полтора гектара. Провизию к самым глухим сторожкам подвозили на путейской дрезине или останавливали поезд с вагоном-лавкой. Закупали семьи обходчиков продукты мешками, потому что никакого магазина поблизости не было. За каждой мелочью быта приходилось добираться далеко. Но было в такой жизни и немалое преимущество: шла она на свежем воздухе и в стороне от начальства. Будки обходчика строились по стандартному проекту, стояли они на полянах у полотна вдоль дороги с садочками и стандартными витыми оградками. Пикетные столбики для красоты выкладывались звездочками из красного кирпича, поэтому на фоне непременно выровненных бровок и откосов путь выглядел образцово. В старину существовали ещё столбики, которые указывали границы участков, дистанций или околотков.

Их называли граничные столбики. Все линейные работники службы пути – сторожа, обходчики, монтеры – относились к определенному околотку. Он имел номер, а дистанция обозначается по названию станции, на которой находится контора. Железнодорожное полотно во времена путевых обходчиков, тем не менее, поддерживалось в очень хорошем состоянии. Предупреждений о скорости машинисты паровозов почти никогда не видели.
В случае обнаружения опасности (например, лопнувшего рельса) обходчик выхватывает красный флаг (ночью – красный фонарь) и бежит с ним в сторону приближающегося поезда, а на рельсы кладет петарды. А затем любыми возможными средствами сообщает об аварии в околоток или дистанцию, и оттуда выезжает ремонтная бригада – одна или несколько, с разных околотков, в зависимости от масштабов происшествия.

Стрелочники стояли на постах с флажками: развернутый желтый – на боковой путь, свернутый желтый – прямо. Ночью у них в руках фонари – молочно-белый или желтый соответственно. Проводят поезд, посмотрят на хвостовой сигнал – на месте ли, и уходят в свою будку доложить дежурному по станции. Там у них есть печурка, стол, стул, плитка, чайник, шкафчик, зеркало и служебный телефонный аппарат. Постепенно стрелки становились автоматическими, стрелочники становились не нужны и исчезали, а с ними и их будки.


И в наше время ,в 21 веке, рабочие следят за порядком на железнодорожных путях. Правда, нет уже профессий стрелочников и обходчиков, но на смену им пришли новые профессии железнодорожников ,и  также ,как  в 19 веке, и в 20 веке стоит в нашем селе станция Суворовская ,которой наше село обязано своим рождением.

 В публикации использовались материалы:
Материалы и фото из архива библиотеки с.Ульяновка
"Край наш Ставрополье:Очерки истории /Научные редакторы проф..Д.Кочура и проф.В.Невская.-Ставрополь:Шат-гора ,1999.-528с.
Энциклопедический словарь Ставропольского края /Гл.ред.В.Шаповалов-Ставрополь :Изд-во СГУ,2006.-458с.
Частичное использование материала  и фото :
http://www.rzd-expo.ru/history/construction/istoriya-zarozhdeniya-zheleznykh-dorog-na-severnom-kavkaze/

Комментариев нет:

Отправить комментарий