понедельник, 16 ноября 2020 г.
Акция "Подари библиотекам книги и журналы"
Друзья!
среда, 11 ноября 2020 г.
«Занимательное краеведение для детей и не только…»
Жителям села Ульяновка следует
помнить то, что именно немцы являются основателями нашего села. Не все из селений, основанных немцами-меннонитами ,
сохранились до сих пор. Однако наше село Ульяновка и хутор Николаевская Степь существуют и в
настоящее время, и содержат в себе
отголоски первых немецких наименований.
Сегодня мы с вами узнаем , где и как учились дети первых поселенцев, какие у них были школы ?
![]() |
Это здание 1914 года постройки – бывшая школа в немецкой колонии с. Ульяновка.Фотография из библиотечного архива
Директором школы с 1926-1941 год был немец-меннонит Крекен И.Ф. (Гриценко В.Б."История земли Минераловодской",стр. 465)Немецкое население было грамотным, все дети ходили в школы и одинаково хорошо владели двумя языками. Родной язык меннонитов - плоутдич, язык сформировавшийся на основе языка фризов. Фризы – это один из древнейших народов Европы. Колонисты пользовались двуязычной практикой: устно немецким языком, письменно и при официальном общении — русским.
Грамотность.
Переселившиеся меннониты перенесли на новое место общие правила для их школ, утвержденные в 1850 г. Посещение школ для детей с 7 до 14 летнего возраста обязательно. Лица, не посылающие своих детей в школу по неуважительным причинам, платят штраф — за первый пропущенный день —25 копеек, а потом количество это прогрессивно увеличивается. Желание видеть в своих детях людей грамотных, сознательно относящихся ко всему окружающему заставляло менонитов аккуратно посылать своих детей в школу и не отрывать их от занятий до прохождения ими курса общеобразовательной начальной школы.
После передачи всех колонистских школ в ведение Министерства народного просвещения было установлено четырехлетнее обучение в начальных школах. Однако меннонитов это не устраивало. В 1907 г. в своих предложениях к законопроекту II Государственной Думы о введении всеобщего начального обучения они обосновали необходимость обучать своих детей 6 лет, так как на изучение предметов на малознакомом детям русском языке уходит много времени.
Воспитание детей велось
исключительно старыми методами. Закон Божий преподавался 6 раз в неделю.
Обучение велось на родном языке и русском языке. Учителя с согласия родителей
наказывали учеников ремнем, рукой и линейкой.
Начальная школа помещается в одном здании с менонитским молитвенным домом. Молитвенный дом занимает центральное место. При школах имеются помещения для учителей.
Во всех начальных школах «суворовских колоний» было по одному учителю. Учителя сельских школ, кроме квартиры с отоплением, получали в год по 500 рублей жалования. Все учителя получили образование в главном Гальбштадтском центральном менонитском училище, а потом выдержали экзамен на звание домашнего учителя. По окончании учения в сельских школах, дети более состоятельных родителей поступают в церковно-приходскую школу, а отсюда в гимназию. Срок обучения составлял 5-8 лет. Посещали школу, как мальчики, так и девочки.
Из
жизни немецких колоний.
«Утром в праздничный день колонисты отправляются в молитвенный дом; по окончании молений возвращаются домой пообедать и отдохнуть, а после обеда мужчины и женщины вновь собираются в молитвенном доме для обсуждения вопросов, касающихся нравственной стороны жизни братьев.
Дети
в это же время отправляются на один час в школу, где священник или учитель
читает им какое-нибудь место из книг священного писания Ветхого и Нового
Завета. Все остальное время праздничного дня предоставляется в распоряжение
детей, которые играют в мяч, делают мельницы, домики и прочее.
В будние дни дети меннонитов обрабатывают в саду кусок дарованной им родителями земли и разными инструментами выделывают в миниатюре разные хозяйственные вещи.
Общество молодых людей в немецкой колонии имеет два собрания. Одно состоит из лиц от 12 до 16 лет, другое для лиц старше 16 лет.
Собрания
бывают по субботам под председательством избранного ими президента, большею
частью одного из учителей. Члены собрания опускают в ящик, написанный на
бумажке какой-нибудь интересующий его вопрос. А в субботу вечером, во время собрания,
президент отмыкает ящик и, вынув из него бумажки с вопросами, предлагает членам
высказать свое мнение.
По окончании всех прений по поводу вопросов, назначенных к обсуждению, молодежь под руководством капельмейстера поет песни религиозно-нравственного содержания. Часто также члены собрания декламируют с кафедры стихи…»
Вот такие люди жили в нашем селе до 1941 года.
Что я знаю о селе Ульяновка?
1. В каком году образовалось село
Ульяновка?
А.1917
Б.1898
В.1980
2. Сколько человек проживало в с. Ульяновка на момент его основания?
А
.1500
Б.178
В.500
3. Какие хутора входят в состав
Ульяновского сельского совета?
А. Николаевская
Степь
Б. Перевальный
В. Новогодний
4.Сколько национальностей постоянно проживает в с. Ульяновка?
А. 5
Б. 18
В. 30
5. Как назывался совхоз, который находился на
территории Ульяновского сельсовета с апреля 1960 по 1993 год?
А. Ульяновский
Б. Минераловодский
В. Полевой
Стан
6. В каком году появилась первая
библиотека?
А. 1975
Б.
1926
В.
1948
7. Преимущественно какой национальности были первые жители села?
А . русские
Б. немцы
В. греки
8. Как называется железнодорожная станция на территории нашего села?
А. Николаевская
Б. Суворовская
В. Кумагорская
9. В каком году была построена
первая школа на х. Николаевская Степь?
А. 1899
Б. 1924
В. 1905
10. В каком году построено новое здание
дома культуры?
А.1986
Б. 1973
В.1966
За правильными ответами спешите в библиотеку села Ульяновка !
Материал для публикации составлен из источников : монография Я. Штаха «Немецкие колонии в Южной России» и «Очерки из истории и современной жизни южнорусских колонистов».
Составитель заведующая библиотекой-филиалом с . Ульяновка
Бондарь И.И.
понедельник, 2 ноября 2020 г.
«Едино государство ,когда един народ»-исторический альманах
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника -Дня народного единства .
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось:
«4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Вашему вниманию исторический альманах
"Едино государство, когда един народ",посвященный этому историческому событию.
В 1598 году после кончины царя Федора ,сына Ивана Грозного ,прекратилась династия князей Рюриковичей ,правившая Русью 700 лет. Руси предстояло избрать нового царя .Но до воцарения Романовых России пришлось пройти через тяжелые испытания, связанными с годами Смутного времени.
Россия была расколота.Люди не знали кому верить. Шуйскому?Рязанским и тульским дворянам? Болотникову? Самозванцам?Вот тогда Московские бояре решили предложить престол польском королевичу Владиславу.
![]() |
Владислав ,королевич польский ,царь московский с 1610 по 1634 год. |
В августе 1610 года Москва присягнула Владиславу. И польское войско вошло в Московский Кремль и два года стояло там.Но воспротивился этому патриарх Гермоген
![]() |
Патриарх Гермоген |
Но север России был обескровлен, юг бунтовал, запад был захвачен Польшей ,а Новгород-Швецией.
А страну нужно было спасать.
Меньше других пострадала от смуты северо-восточная окраина Руси-Нижний Новгород. Вот оттуда и пришли спасители Руси: князь Дмитрий Пожарский.
О том ,что Минин и Пожарский спасли Россию, знают все, но ,что им для этого пришлось сделать мало кому известно.
Вот ,что пишет Лев Гумилев
"Собравшийся Земский собор единогласно принял решение ,суть которого состояла в том ,что Отчизну надо спасать .Для спасения требовалось две вещи: люди -в войско и деньги -на организацию похода. Людей было достаточно, и деньги у жителей богатого Нижнего Новгорода водились. Казалось бы ,оставалось лишь собрать средства и сформировать полки, но не тут то было. Когда нижегородцам было предложено сделать раскладку средств по населению ,население сказало:"А у нас денег нет"... Тогда Козьма Минин бросил свой знаменитый клич:"Заложим жен и детей наших ,но спасем Русскую землю".И снова никто не был против. А раз так ,то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жен и детей всех состоятельных граждан города. Главам семейств ничего не оставалось делать ,как идти на огороды ,выкапывать кубышки с запрятанными деньгами и выкупать собственные семьи..."
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Друзья! В библиотеке села Ульяновка вы можете найти книги о Минине и Пожарском, о Смутном времени,о Гермогене и многом ,многом другом.
понедельник, 26 октября 2020 г.
Сано нартов-мудрость предков. Законы гостеприимства кавказских народов.
![]() |
Н. А. Ярошенко. Горец |
Н. А. Ярошенко. Шат-гора (Эльбрус). 1884 г. (Кисловодский музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко)
Во времена достаточно отдаленные жили на Кавказе мудрые, высокие , могучие и светловолосые нарты. Память народов Кавказа хранит многочисленные сказания об удивительном легендарном народе НАРТОВ. Сказания эти уходят корнями в глубь веков .
И сегодня ,в рамках культурного норматива школьника , мы познакомимся с одним из таких мифов. Он называется «Сано нартов» - это миф о возникновении нарзанных источников на Кавказских Минеральных Водах.
Ребята! Прочтите этот миф и поделитесь впечатлением от прочитанного со своими друзьями и родителями.
Шел однажды берегом Баксана странник. Шел он издалека и очень устал. Добрался, наконец, до аула, хотел постучаться в окно крайней сакли, но силы оставили его, и он свалился у дверей. Вышел хозяин сакли на улицу, видит: лежит незнакомый человек. По обычаю гор предложил ему приют. Опираясь на руку хозяина, странник вошел в дом.
— Пить, — попросил он слабым голосом.
Баксанские земли в те времена были опустошены набегами врагов и засухой. Во всем ауле не найти было ни куска хлеба, и люди умирали от голода. Колодцы и ручьи вокруг иссякли, и кувшин воды, который хозяин принес и подал с ласковой улыбкой незнакомцу, был последним во всем ауле. Но зато закон гостеприимства не был нарушен. Странник сделал один глоток — и вода вернула ему силы, потому что была предложена от чистого сердца.
— Мир дому твоему, — сказал он, — А теперь возьми лопату и иди за мной.
Хозяин взял лопату и последовал за незнакомцем. Вошли они в ущелье, поднялись на гору.
— Ты помог мне, и я помогу твоему народу, — сказал странник. — Не всякому открыл бы я эту тайну, но вижу: ты добр и честен и не будешь таить от людей того, что получишь сам. Копай вот здесь под скалой.Хозяин нажал ногой на лопату и вонзил ее в землю. Вдруг скала у него под ногой словно раскололась пополам, и из нее брызнула вода, холодная, прозрачная.
— А теперь прощай!
— Постой! Скажи, как твое имя, как вспоминать тебя? - вскричал обрадовано хозяин, только теперь догадавшись, что перед ним не человек, а джин.
Но джин исчез бесследно. Больше в этих краях его никто никогда не видел. Люди назвали воду чудесного источника «нарзан», т. е. нарт - сано -напиток нартов. И говорят: кто пьёт нарзан, может прожить семь жизней.
Вспомните ,где у нас в Ставропольском крае есть целительные источники нарзана?
Расскажите своим друзьям о законе гор на примере мифа "Сано нартов".
У народов Кавказа множество легенд и сказаний. Предлагаю вам посмотреть мультфильм по мотивам адыгских сказаний.
Фотографии, использованные в публикации ,взяты на просторах интернет в открытом доступе.
понедельник, 5 октября 2020 г.
НОВОМУ ВРЕМЕНИ- НОВЫЕ ПРОФЕССИИ
С 1994 года его празднование перенесено на 5 октября. Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей (Special Intergovernmental Conference on the Status of Teachers). В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей» (Recommendation concerning the Status of Teachers).
День учителя — один из самых любимых профессиональных праздников.
Учитель — это не только человек, обучающий наукам, но еще и носитель духовности и нравственного начала. Учителя выполняют особую гражданскую миссию — воспитание молодого поколения. Их знания и опыт, преемственность традиций и новаторство лежат в основе каждой школы.
Сегодня хочется пожелать всем учителям доброго здоровья, мира, благополучия и благодарных, любознательных учеников!

А ВЫ СЛЫШАЛИ КОГДА - НИБУДЬ ОБ "АТЛАСЕ НОВЫХ ПРОФЕССИЙ"?
«Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет.
Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.
НОВЫЕ ПРОФЕССИИ В КАТАЛОГЕ РАСПРЕДЕЛЕНЫ ПО ОТРАСЛЯМ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.
http://atlas100.ru/catalog
В СВЯЗИ С СЕГОДНЯШНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ МЫ УЗНАЕМ,КАКИЕ ЖЕ НОВЫЕ ПРОФЕССИИ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ В ОБРАЗОВАНИИ.
Образование традиционно считается очень консервативной сферой, но развитие технологий меняет наши представления о способах получения знаний и заставляет серьезно переосмыслить привычный подход к учебному процессу, что означает, что в будущем специалисты в области образования будут весьма востребованными.
Во-первых, в образовании начинают использоваться инструменты обучения с применением ИТ – онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры. Это дает новые возможности – ученики не просто усваивают необходимые знания, но и развивают умение работать с информацией. А также учатся входить в продуктивные состояния сознания, позволяющие лучше концентрироваться и решать сложные творческие и аналитические задачи. Например, состояние потока, когда человек полностью включен в созидательный процесс и не испытывает тревоги насчет возможного успеха или провала.
Во-вторых, новые технологии позволяют сделать образование более индивидуальным. Больше нет необходимости подстраиваться под общие расписания и пожелания группы – теперь процесс обучения достаточно легко адаптируется к запросам конкретного ученика и его личным особенностям. Можно выбрать формат обучения и его темп, сконцентрироваться на очень узкой теме или наоборот, пройти необычную междисциплинарную программу.
Расстояние тоже больше не играет роли – курсы многих престижных вузов уже сейчас можно слушать онлайн из любой точки мира. В будущем дистанционные школы и университеты станут равноправной альтернативой традиционному очному образованию, а «электронные наставники» будут курировать учебный процесс и помогать студентам осваивать программу.
Все чаще будут использоваться игровые формы обучения, поскольку игра позволяет более эффективно осваивать изучаемый предмет.
Мир меняется так быстро, что мы больше не сможем позволить себе пять лет изучать теоретические дисциплины, а потом еще какое-то время осваивать профессию за счет работодателя. Поэтому образование, особенно для учащихся вузов и взрослых, становится все более предметным и практико-ориентированным. А это значит, что акцент смещается с теории на реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Кроме этого, развиваются формы, в которых студент может одновременно учиться и работать.
РАЗРАБОТЧИК ИНСТРУМЕНТОВ ОБУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯМ СОЗНАНИЯ

Cоздает программы и оборудование (например, устройства биологически обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.).
Например, компания Wild Divine продает устройства и программы по обучению пользователей концентрации, релаксации и осознанности. Существуют и приборы биологической обратной связи, разработанные специально для осознанных сновидений.
ИГРОПЕДАГОГ

Специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя. В России традиционно существуют развитые традиции игропедагогики в школах. И проникновение игр в школы сейчас в основном ограничено нормативно-правовой базой.
ТРЕНЕР ПО МАЙНД-ФИТНЕСУ

Профессия появится после 2020 г.
Cпециалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя. Такие программы существуют уже сейчас – например, Mind Fitness Training Institute в Вирджинии предлагает всем желающим 7-дневный интенсив по развитию когнитивных навыков, а компания Lumosity разработала более 40 онлайн-игр для развития когнитивных навыков.
РАЗРАБОТЧИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ

Профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека.
ЭКОПРОПОВЕДНИК

Специалист , который разрабатывает и проводит образовательные и просветительские программы для детей и взрослых по образу жизни, связанному со снижением нагрузки на окружающую среду (отказ от избыточного потребления, раздельный сбор мусора, экологически-осознанный образ жизни и др.), а также программы для производственных предприятий по более экологичным практикам производства.
МЫ ЖИВЕМ В УДИВИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ -ВРЕМЯ КОГДА ИСЧЕЗАЮТ ОДНИ ПРОФЕССИИ И ПОЯВЛЯЮТСЯ НОВЫЕ-ДО ЭТОГО ВРЕМЕНИ НЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ.НО, ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЬ -ОНА НА ВСЕ ВРЕМЕНА И НИКОГДА НЕ ИСЧЕЗНЕТ!
ПОТОМУ ЧТО ,КАК СКАЗАЛ ГЕНРИ АДАМС :
Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние.